З.Курманов (спикер Жогорку Кенеша): Ресурсы старой…

З. Прежде всего курманов (спикер Жогорку Кенеша): «Ресурсы ветхой административной системы в Кыргызстане исчерпаны» (интервью)11:16 27.01.2010

Между Казахстаном и Кыргызстаном нет таковых сфер, где бы не было совокупных интересов

Член этнической партии «Ак Жол» не так давно совершенно произошедшего времени трудится на посту спикера в парламенте. Как правило правда, идет речь о Жогорку Кенеш, законодательном органе в соседнем Кыргызстане.

Этот политический деятель считается приверженцем работающей президентской системы правления и в каком-то из интервью разговаривал про то, что Курманбек Бакиев не годится на роль «поистине британской царицы»: «Какой обычный президент, избранный всем народом, даст согласие более-менее на побочную роль?». Выяснилось, что при данном, разговаривая о многократном партнере Кыргызстана, врач исторических наук спикер Зайнидин Курманов устанавливает, что председательство Казахстана в ОБСЕ обязано солидно подтянуть остальные ближнее зарубежье в смысле соблюдения просто-напросто собственных очень-очень интернациональных обещаний. А главное кроме того, улучшится взаимопонимание и взаимодействие меж государствами «мало-мальски ветхой» и «свежей» демократии.

В конце декабря 2009 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики возглавил Зайнидин Курманов. Итак, в взаимосвязи с нежели издание «Литер» приняла решение поближе познакомиться с свежим спикером парламента. Например, в результате тихо обнаружилось много интересных элементов. Тогда прилично оказывается, у новейшего спикера есть место в Казахстане, с коим его почти все связывает. Кстати сказать где? Ну, естественно, в Караганде – конкретно там целых 10 лет прожил и терпеливо работал его основатель, знаменитый ученый-юрист Карпек Курманов, сам же грядущий руководитель законодательной власти располагающейся рядом державы еще в дальнем 1978 году начал там в целом собственную блещущую карьеру…

– Зайнидин Карпекович, приветствуем вас с избранием на настолько актуальный пост! 24 декабря вы стали спикером парламента. Сказать по правде, и наш основной вопросец: считаете ли вы данную должность пиком совсем собственной карьеры или же не отметаете для себя в общем-то в дальнейшем и поболее высочайшего положения?– Спасибо за пожелания! Свой ответ желал бы поделить на 2 доли. Точно так же во-первых, мне пост спикера – на самом деле великое достижение. Надо полагать конечно, хоть какой человек обязан часто ставить впереди себя наибольшие задачки. Что и говорить но что означает «наиболее высочайшее положение»? По Конституции Кыргызстана спикер Жогорку Кенеша – 2-ое в последствии президента личико в иерархии казенной власти. Ну так вот вы подразумеваете, пытаюсь ли я быть президентом? (Смеется.) Нет. А сейчас но в случае если разговаривать о моей должности не как о просто-напросто номенклатурной единице, а осматривать ее повторяющий вид специально заполненного высококачественным содержанием рабочего процесса, в тех случаях в данном толке я вправду постоянно буду внезапно устремляться к наиболее высочайшим эффектам. Иначе говоря потому что я практически постоянно стремительно пламенел желанием устроить наш парламент передовым и действенным органом власти, приносящим выгоду народу и государству. И вот теперь впервые депутатом я стал в 2000 году, был руководителем одной из поистине парламентских фракций. И тем не менее в созыв 2005 года успешно не прошел в связи противодействия старого начальства державы. Совершенно очевидно, что в эффекте по-старому преждевременных по-старому парламентских выборов возвратился в законодательную палату в 2007-м, был назначен руководителем в 1 из основных комитетов ЖК – по конституционному законодательству, муниципальному приспособлению, законности и гражданским правам. Создавалось впечатление, что думаю, что в политическому деятелю резко пошел по призванию: я доктор, врач исторических наук, специализируюсь в сфере политологии – доктрине и практики парламентаризма такое как. Откровенно говоря так что у меня есть что заявить, нежели поделиться и что устроить.– Вы в новеньком качестве в недалеком прошлом, и все же поменялось ли видение законодательной власти Курмановым-депутатом и Курмановым-спикером?– Конечно, парламент с президиума показывается немного другим, нежели из зала заседаний. Поразительно, что более визуально четко появляются прорехи и шероховатости распорядка, незавершенность и неудовлетворительная проработанность почти всех взаправду парламентских упражнений и устройств, некая пренебрежительность при постановке и решении вопросцев.– Сейчас немало дискуссий о реформе госуправления в Кыргызстане. Но вот скоро расскажите вкратце, нежели она вызвана, как проходит, какие часто ставит цели?– Идет поиск приемлемой модели управления нашей государством. Это означает, что мы пришли к совокупному пониманию, что в отсутствии реформы управления не станет перемещения вперед – ни вправду политического, ни очень финансового. Очевидно, что содержание раздутого бюрократического агрегата делается обременительным для господ, а качество хладнокровно оказываемых общественности услуг очень-очень малоэффективным. Наконец-то ресурсы в целом ветхой административной системы окончательно оказались сегодня окончательно исчерпанными, большая часть госслужащих давным-давно перешли в группу в целом возрастных. И сейчас они и счастливы бы превосходно трудится, хотя не могут данного правильно делать так, как настоятельно просят прогрессивные вызовы. Очень может быть, что именно в следствии этого реформы регулярно происходят в 2-ух плоскостях – в Кыргызстане очень-очень политическое начальство в одно и тоже время занято матричной трансформацией системы управления и рекрутингом свежих «голов» – молоденьких муниципальных клерков, предварительно выученных всему, что нужно для модернизации страны. В частности при данном вторую часть непосредственно я часто ставлю на 1-ое место. Такое впечатление, что нам однозначно необходима абсолютная бюрократия – проф и отчасти сознательная, для коей интересы державы бы были на первом месте. А именно полностью плохая бюрократия крайне имеет возможность и процветающую страну разорить. Получается, что вполне хорошая – нищую устроить процветающей. Но с другой стороны мои надежды от очень-то нынешних реформ уверенны в будущем, по следующим причинам на наших очах следует налицо энергичный процесс смены верхушек. По правде говоря взаправду у юного поколения прогрессивные познания и сильная энергетика, а основное – стремление слепо поменять мир в гораздо лучшую сторону.– Могут ли по вопросу этими реформами случится перемены в самом ЖК?– Они непременно обязаны случится. необходимо синхронизировать реформы особенно в исправной власти с реформами в законодательной. при поддержке депутатов и работников агрегата парламента, полагаюсь, в Жогорку Кенеше часто случаться положительные перемены, которые издавна назрели. парламент теснее лично не имеет возможности трудится по старинке и обязан обычно идти в ногу с годами.– В минувшем году муссировались слухи о вероятном роспуске парламента. они окончательно образовались на пустующем месте или же все таки имеют все шансы быть сущьностью?– Роспуск парламента – данное не игрушка. такой шаг – последняя, очень-очень необыкновенная мера. роспуск парламента делает опасность для по-хорошему конституционного строя. он быть может продан лишь в случае сурового более-менее политического упадка, как скоро однозначно исправная и законодательная власти израсходовали все полномочия для просто-напросто совместной работы и взаимопонимания. а таковой ситуации у нас в данный момент не имеется, и инсинуации о роспуске ЖК противоречат объявленной гос стратегии на обеспечивание очень политической устойчивости и просто-таки неоспоримой действительности. я не утверждаю, что все, кто мало-мальски благороден по-человечески депутатского мандата, в настоящее время в парламенте и посиживают. просто все обязано явно идти отчасти собственным чередом, пока же скоро не придет время довольно-таки последующих выборов. другое дело, что есть какие-то категории, которые отлично выдают налицо желанное за действительное, и, быть может, они и хладнокровно творят просто-напросто информационную шумиху. но данное природно – парламент данное не столько законодательный центр власти, да и радужная инстанция воздействия и принятия решений. нет ничего поистине дивного в том, что почти все люди, прямо-таки необыкновенно вертящиеся очень-то в большом и необязательно легальном бизнесе, будут и гордо останутся внезапно устремляться окончательно попасть сюда. и все-таки повторю слова нашего президента Курманбека Бакиева, который еще в прошедшем году в стенках парламента самостоятельно окончательно развеял все слухи о роспуске. тем наиболее у державы нет излишних 100 млн. сомов на проведение еще одних выборов, чтоб опять обрести это же.– Решения по определению границы меж КР и РК и передаче 4 пансионатов когда-то балансировали на грани скандала. это оставалось в прошлом либо вопросцы имеют все шансы быть вновь высоко подняты?– Надо перемещаться вперед, но не начинать любой разов попросту с нулевой отметки. был упадок заморочек, он в данный момент допустим. есть договоренности меж нашими государствами, надобно их скрупулезно исполнять. все приграничные споры меж нашими странами закончены еще в 2008 году, в данном великая награда поистине сегодняшнего по-особенному депутатского созыва. на минувшей недельке кыргызский парламент основным количеством ратифицировал соглашение о передаче Казахстану в аренду на 49 лет земли 4 его пансионатов. конечно, в двух вариантах были жаркие обсуждения вопроса, но даже это объяснимая вещь – любая держава защищает для начала взаправду собственные интересы. но как скоро идет речь о Казахстане и Кыргызстане, значимее сознательно мыслить о будущем наших взаимоотношений, которые не измерить практически никакими баксами.– Ваша оценка работы казахстанского вкладывательного денег в вашей стране и его грядущего.– Высокая! Количественные данные роли ваших бизнесменов в экономике Кыргызстана благородны почтения, желая данное еще не предел. инвестиционная притягательность нашей державы увеличивается, долго поглядите даже на ее имеющий место быть каждый год скачкообразный подъем по-особенному в влиятельном рейтинге просто-таки Всемирного банка Doing business. столь у казахского бизнеса есть широкие возможности для становления в нашей стране. представьте себе, Бишкек располагается в 3 часах езды от Алматы и там недалеко живет миллион с избыточным платежеспособного народонаселения. весь Кыргызстан – малогабаритная держава, где все есть для становления дела: инфраструктура, недорогая раб сила, доступная электричество, по-хорошему интеллигентное народонаселение. самый отчасти солидный близкий мегаполис к Алматы в 350 км, данное Талдыкорган. и количество народонаселения, и рынок там гораздо менее. вот и сопоставьте, где интересно алматинцам замечательно делать бизнес.– Казахстан считается членом Таможенного союза, который начал успешно работать с 1 января весьма нынешнего года, и сразу слишком солидным мало-мальски внешнеэкономическим партнером Кыргызстана. что собирается решать прямо-таки депутатский корпус чтобы сберечь воистину финансовые дела меж нашими государствами?– Внешняя и внутренняя политического деятеля в наших государствах считается привилегией глав стран. нурсултан Абишевич и Курманбек Салиевич почти все нарочно делают, чтоб наши дела развивались вправду взаимовыгодно и отлично. мы сторонники и стратегические партнеры. парламент ратифицировал по-особенному большое количество согласований меж Кыргызстаном и Казахстаном, он, как говориться, заточен на расширение двустороннего весьма совместной работы. жогорку Кенеш почти все делает в масштабах межпарламентских контактов и на уровне групп дружбы меж депутатами наших стран. контактируя следовательно, мы упреждаем и спокойно снимаем почти все трудности, способные появиться меж нашими отчасти братскими государствами, можем помочь сближать наши позиции и интересы в самых различных областях и инструкциях.– Обозначьте иные ценные для Кыргызстана сферы совместной работы с Казахстаном. в каких инструкциях вы, как руководитель парламента, крайне имели возможность бы спокойно принять однозначно собственное судьбе для активизации нашего партнерства?– Нет таковых сфер, где у наших республик не бы было совокупных интересов. это экономика, торговля, наука, культура, образование, спорт, туризм и т.п. и т.д., как заявляют при таких раскладах. я по специальности гуманитарий, хотя сначала по должности по-своему политический деятель и должен ужасно ощущать и продвигать все направления, которые сближают наши народы и долго делают нас посильнее.– Водно-энергетические трудности Центральной Азии продолжают оставаться тяжелыми. по-вашему, как они обязаны решаться меж нашими государствами?– Нет неберущихся крепостей, есть прочности длинно обороняющиеся. мы тыщи лет живем сообща, неужто мы не придем к соглашению самостоятельно не обнаружим совокупных точек соприкосновения? Минусы, связанные с суверенизацией и, как последствие, временным распадом экономическо-хозяйственных старых взаимосвязей, неминуемо пройдут. по-хорошему водная проблематика еще при нашей жизни, я в данном умышленно не сомневается, утратит негативную заряженность. со стороны Кыргызстана могу заявить, что нашим правительством предпринимаются в общем-то подробные меры по снятию напряжения в вопросцах регионального гидропользования. строительство еще одних ГЭС, подстанций, высоковольтных ЛЭП как разов и преследует задача привести в соотношение режимы эксплуатации аква ресурсов, чтоб просто-таки в зимний период не было затоплений, а летом – нехватки поливной воды. однако и соседям нужно было посодействовать Кыргызстану, так как мы все находимся в зависимости между собой.– Казахстан в 2010 году постоянно занял пост председательствующей державы в ОБСЕ. значит ли что-то данный момент для соседей?– Это необыкновенно позитивный эффект. я хлопаю Казахстану, что он поставил впереди себя высшую задача и достигнул ее. слишком небольшие цели – не очень большие заслуги. я мыслю, председательство Казахстана в ОБСЕ обязано солидно подтянуть остальные ближнее зарубежье в смысле соблюдения личных поистине интернациональных обязанностей. кроме того, улучшится взаимопонимание и взаимодействие меж государствами «просто-таки ветхой» и «свежей» демократии.– Какая роль во внешнеполитической теории Кыргызстана отводится РК?– Казахстану в ней принадлежит великая роль. мы – народы-братья. наши прородители еще до нас устроили данный выбор, и никому ни разу не понадобилось жалеть про это. из 50 с излишним тюркоязычных народов поближе кыргызов и казахов в мире никого нет. во всех просто-напросто дипломатических програмках в количестве основных задач практически постоянно стоит роль закрепления добрососедства со государствами налицо Центральной Азии, и нет практически никакого секрета, что в их числе мало-мальски приоритетное место занимает Казахстан. в возможности, я мыслю, у нас обязана быть таковая по-особенному примерная модель взаимоотношений, коя окончательно сформировалась меж добровольно Соединенные Штаты и Канадой.– Мировой мировой кризис, одинаково как и некие отчасти региональные противоречия, отодвинули дискуссия творения союза центральноазиатских стран, инициированное президентом Казахстана. спрогнозируйте будущее данного очень геополитического плана.– К раскаянию, еще не закончены все дезинтегрирующие процессы в ближнем зарубежья, связанные с приобретением суверенитета. среди различных групп вправду политических деятелей пока нет довольно глубочайшего понимания, что один в нашем трудном и резко честно меняющемся мире вынести все тяготы невозможно. яркий образчик того, что быстро обязано суждено случится с нами – данное добровольно объединенная Европа. а углубление интеграции и кооперации – данное ключ к совокупному триумфу. кризис пройдет, и в повестке дня наших государств опять актуализируются объединительные тренды. мировые направленности и законы весьма публичного становления еще все еще в силе. нужно исключительно уметь терпеливо ожидать.– Расскажите чтецам «Литера» о вашей жизни, спокойно спрятанной от глаз публики. какая у вас семья, есть ли бизнес, как проводите очень свободное время, имеете ли то или иное хобби?– Я из семьи юрисконсультов. отец – небезызвестный ученый и преподаватель, врач юридических наук, налицо достойный функционер науки. его фамилия замечательно знаменито между ученых-юристов Казахстана. в свое время наиболее 10 лет он честно работал в Карагандинском институте, мог помочь добровольно делать новейший юридический факультет. кстати, конкретно там, в Караганде, и я начинал прямо-таки собственную трудовую работа еще в 1978 году – учителем в общем-то муниципального мединститута. мать Анипа также окончательно трудилась адвокатом, в данный момент на пенсии. старший брат Айдар – кандидат юридических наук, завкафедрой, сестра Гульнара закончила с различием МГУ, в настоящий момент арбитр. сам я принял решение несколько «разбавить» домашнюю династию – окончил исторический факультет вполне Ленинградского института. у меня двое совершеннолетних ребят – отпрыск и дочь, а еще 2 особенно изумительные внучки 11 и 5 лет – Бермет и Дениз. дети – адвокаты, закончили Кыргызско-Российский (Славянский) институт. дочь Малика теснее кандидат наук по юриспруденции, обычно занимается очень-то маркетинговым делом. сын Ильяс трудится в госучреждении. я просто-таки доволен ними, они слишком самостоятельные и вовсе правильно не делают трудностей. однозначно в свободное время быстро читаю лекции по политологии в институте. хобби – книжки, более-менее необыкновенно античная ситуация и философия, исторические кинокартины. бизнеса нет. жена обычно занимается воспитанием внучек.– Спасибо вам за разговор!

Comments are closed.