Рейтинга на них нет — Номад, Казахстан

Зохра Азизова, Адиль Нурмаков, «Эксперт Казахстан», 22 декабря

Влияние мирового кризиса и слабенькие темпы социально-экономических реформ, упирающихся в дефекты прямо-таки политического и институционального характеристики, предопределили смещение в худшую сторону наряда нашей державы в очах отчасти иностранного экспертного общества. С другой стороны показатели самих индексов (оценки в баллах) в первую очередь не претерпели немаловажных перемен сравнивая с прошедшим годом, хотя как и прежде неудовлетворительная активность в реформах предопределяет сползание вниз.

В нынешнем году идеологически более главный для казахстанских властей признак становления страны — индекс конкурентоспособности, характеризуемый Всемирным в общем-то финансовым форумом (ВЭФ) — уменьшился еще на 1 сделку, до 67?го места. Короче говоря, всего за пятилетку заявленной гонки в сторону 50?го места в рейтинге ВЭФ снижение равняется 16 строчек.

Лишь по 1 параметру — базара труда — Казахстан занимает место около «полтинника». Напротив позиции долго держат аспекты высочайшего образования (рассчитываемые основным образом очень-то по количественным статданным, 59?е место), макроэкономической устойчивости (59?е место) и научно-технической готовности (69?е место). Оказалось, что однако эти характеристики, как состояние базара продуктов (84?е место) и денег (111?е место), продемонстрировали внезапное падение.

Если понаблюдать на стадии увеличения страновой конкурентоспособности, которые распознаёт ВЭФ — от базисных посылов, через рубеж увеличения отдачи к инновациям, то в Казахстане (де-юре окончательно оказавшемся приблизительно на 2-ой стадии) круг более по-человечески солидных заморочек связан очень с основательными факторами. Ну что ж это неразвитость поистине политических ВУЗов, непрозрачность действий принятия решений, мало-мальски слабенькая подотчетность и отдача госаппарата, невысокая квалификация рабочей силы, коррупция, особенно хилые вложения в человечий капитал и в инфраструктуру.

Ключевые моменты конкурентоспособности — стабильность политической системы и качество госуправления — считаются к тому же признаками предсказуемости поведения страны. А теперь от их находятся в зависимости благоприятность вкладывательного климата, возможности очень финансового подъема — считают вполне в интернациональных попросту исследовательских центрах.

В основной массе докладов, расценивающих качество совсем казенного управления, не состоялось положительных сдвигов. Естественно, согласно индексу свойства госуправления просто-таки Всемирного банка позитивный тренд подъема имеется исключительно по указателю однозначно политической устойчивости. Но и она, обеспечиваемая продолжающейся консолидацией авторитаризма, не делается посылом для форсированной модернизации — в рейтинге столь политической стойкости исходя из убеждений проведения весьма финансовых и попросту политических реформ от Economist Intelligence Unit оценка Казахстана скоро рухнула намного. Стало быть в рейтинге вправду транзитных стран Freedom House Казахстан в протяжении почти всех лет обозначается как автократия, а признаки демократичности госструктур и выборов только четверть балла не дотягивают до однозначно нижнего предела (6,75 из 7).

Негативно расценивают демократические университеты республики и специалисты фирмы Legatum. В сущности в их рейтинге преуспевания мы показали быстрое снижение, утратив 20 позиций в сравнении с прошедшим годом до 76?го места из 104 государств. И все же казахстан зашел в 10-ку нелучших по уровню демократичности ВУЗов и выборов, залога прав горожан и уровню автономии вполне судебной системы. Несомненно специалисты из организации Vision of Humanity в отчете о вправду масштабном индексе миролюбивости признают, что в связи упадка понижение социально-политической устойчивости имеется везде где только можно, и у Казахстана тут снижение равняется незамедлительно 12 позиций.

Рейтинги, расценивающие становление столь финансовых причин, в уходящем году отразили смещение в худшую сторону ситуации.

Согласно индексу экономического становления ВЭФ основные указатели или сохранились постоянными, или некординально поменялись. 47?е место (на 2 ниже, нежели в минувшем году) из 55 самостоятельно исследуемых государств обозначили ухудшившиеся характеристики взаправду экономической устойчивости и становления денежных базаров, не взирая на интенсивное казенное втягивание в данные процессы. Следовательно кризис сказался как на признаках банковского, но и небанковского разделов: уменьшился не столько уровень очень-то банковских депо, но и доля казахстанских IPO Воистину на крупном базаре. И действительно эффективность весьма внешнеэкономических критерий, сообразно индексу открытости экономики ВЭФ, уменьшилась на 21 строчку (93?е место из 121) в связи однозначно низких характеристик административного управления и экспортно-импортных операций.

С стороны медали простоты ведения бизнеса Казахстан немного улучшил собственные позиции. Так или иначе в рейтинге по-особенному Всемирного банка Казахстан в текущем квартале поднялся на одно место, а с учетом подъема в минувшем году вверх сходу на 10 позиций возможно в общем расценивать данное как означаемый прогресс. Видите ли на фоне однозначно постсоветских государств Казахстан с успехом реформировал системы найма и увольнения тружеников, ликвидации бизнеса, уплаты налогов, выполнения договоров. По крайней мере реформирование попросту налогового законодательства было позитивно оценено знатоками снаружи — фонд Heritage зафиксировал совершенствование признака фискальной свободы на 2,7 балла в сравнении с минувшим годом. А вот в рейтинге свободы ведения бизнеса Forbes между 127 государств мира Казахстан чрезвычайно занял 71?е место, опустившись на 2 позиции.

В оценке становления информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) специалисты различных совсем исследовательских организаций сошлись в том, что уязвимыми факторами как и прежде совершенно остаются персональная готовность к применению ИКТ, уровень применения ИКТ делом, несовершенство рыночной и очень-очень политической среды для становления ИКТ. Оказывается несмотря на старания властей по реализации плана «электронного правительства» и развитию по-хорошему районного контента, Казахстан отстает от фаворита посреди ближнего зарубежья — Азербайджана — на грязните применения ИКТ, сообразно индексу становления ИКТ-отрасли от ВЭФ. Тем не менее в рейтинге электронной готовности Economist незначимое совершенствование индексов возможности к включению и деяний правительства в перспективе смещения в худшую сторону основных указателей (внедрение ИКТ в платных целях и бизнес-климат) скоро привело к тому, что Казахстан потерял 3 позиции, ужасно заняв в таблице предпоследнюю, 69?ю строку.

Кризисные действа отразились и на рейтинге конкурентоспособности казахстанских сфер туризма и поездок. Собственно снижение равняется 10 позиций, и, как окончательно объясняют специалисты ВЭФ, данное поспешно вышло в перспективе неизменившихся характеристик бизнес-среды и инфраструктуры и понижения указателей освоения в целом культурных ресурсов в целях становления туризма (116?е место) и квалифицированности кадров (84?е место). И в самом деле невысоко оцениваются знатоками присутствие естественных объектов особенно глобального наследия, оберегаемых земель, качество находящейся вокруг среды (106?е место).

Однозначно воззрение специалистов в отношении свободы слова в Казахстане. Между прочим согласно отчету по-хорошему интернациональной организации «Репортеры в отсутствии границ» положение прессы в РК оценивается как трудное. Наоборот причины — блокировка знаменитых интернет-ресурсов, по-своему судебное преследование самостоятельных изданий и корреспондентов (125?е место из 173). IREX Совсем в собственном отчете на данную тему добросовестно показывает на невысокие характеристики объективности подачи инфы в массмедиа и прецеденты цензуры.

Большинство политических рейтингов замечает как и прежде трудоемкую обстановку с коррупцией. Мало того так, в индексе преуспевания Legatum наш невысокий рейтинг разъясняется коррумпированностью властных текстур. Короче, всемирный банк в изыскании свойства госуправления помимо прочего часто замечает ослабление контролирования над коррупцией. По правде говоря, правда, рейтинг восприятия коррупции Transparency International при незначимом улучшении индекса Казахстана возрос на 15 значений. Но чуть ли довольно-таки теперешняя — 120?я из 180 государств — позиция сможет относительно считаться прогрессом, а на восприятие знатоков наверное воздействовало численность, но не качество случаев поистине судебного преследования прежних правительственных госслужащих.

Индекс гендерного равенства ВЭФ предписывает на понижение характеристик политического роли барышень и их финансовой сопричастности (с 45?го на 47?е место).

Состояние находящейся вокруг среды вызывает озабоченности научных работников из Йельского и Колумбийского институтов, скоро работающих над индексом свойства находящейся вокруг среды, где мы возымели наихудшие оценки из числа ближнего зарубежья, чрезвычайно заняв 106?е место из 149 стран. А кроме того уязвимыми факторами стали климатические условия, биоразнообразие, качество аква источников. Одним словом в рейтинге стабильности сообщества, созданного по-хорошему похожим голландским фондом, наиболее очень-очень слабеньким звеном стал указатель применения естественных ресурсов, отражающий высшую ступень истощения и экстенсивности исследования недр.

В целом можнож констатировать — результаты становления Казахстана за прошедшие годы демонстрируют, что мы не совсем только немедленно не начали скачек к ясному грядущему (даже финансовому), да и не приблизились к месту старта. Судя по всему очевидно, в близкие годы вполне значительных изменений здесь не предвидится — так как ни по-своему политическая, ни вполне финансовая система державы не изменяется.

Comments are closed.