Общий рынок от Бреста до Хоргоса ? Эксперт Online …

Александр Ивантер, заместитель основного редактора журнальчика «Эксперт»

Попарилка финансового упадка притушен. теперь в повестке дня решение стратегических задач становления державы и перемещение навстречу отчасти единичному финансовому месту Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии, считает руководитель правительства Казахстана Карим Масимов

Казахстан, длительное время прежний витриной рыночных реформ СНГ, был накрыт 1 волной вполне масштабного упадка пораньше соседей, еще конце лета 2007 года, как скоро РФ добровольно напивалась кредитно-потребительским и довольно-таки фондовым бумом. внезапно затормозившие кредитование банки и массово высоко вставшие вслед этим стройки, взгляд отечественного наблюдающего, казались странным, обидным сбоем работе рыночной машинки. даже охотно верилось, что менее нежели в следующем году домашние и по-старому финансовые катаклизмы докатятся и до нашей державы.

Антикризисные стратегии в наших государствах при наличии ряда просто-таки совместных черт крайне имели и столь существенные отличия. казахстан, к примеру, отличие от России осмелился на разовую, а  плавную, растянутую во времени девальвацию.  начале февраля 2009 года он тихо опустил курс по-своему собственной по-своему государственной СКВ, тенге, 20% и вновь фактически зафиксировал его, прекрасно сумев удержать по-хорошему кризисное уменьшение денежных запасов 17?особенно процентной отметке (на данный момент данный крах теснее практически компенсирован). РФ ведь  семь месяцев вялотекущей, поначалу заставленной, позже добровольной особенно управляемой девальвации опустила рубль отношению к доллару треть лишним.  отсутствие ограничений движение денег уменьшение запасов эти месяцы равняется 35%.  воистину относительном выражении издержки запасов России оказались в два раза повыше, нежели Казахстане.

Какова в настоящее время обстановка в однозначно реальном и просто-напросто финансовом секторе Казахстана? Какие задачки стоят в повестке дня правительства державы? Эти и ряд иных вопросцев нами дал согласие добросовестно обсудить премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов.

— Господин премьер-министр, каковы макроэкономические результаты 2009 года Казахстане? Можно ли говорить о завершении упадка или же даже его острой фазы? Какие трудности еще ожидают собственного решения?

— Казахстан ощутил на себе признаки надвигающегося довольно-таки масштабного упадка, наверняка, одним из первых мире — к осени 2007 года.  тот эпизод источниками самых острых задач были денежный и строительный секторы. это были 2 пузыря, прилично возникших экономике период бума, которые необходимо было плавненько подробно спускать.  период августа 2007?го сентябрь-октябрь 2008 года, как скоро других государствах довольно-таки кризисные направленности еще были настолько определенными, нам ужасно получилось немного приспустить данные пузыри — смягчить результаты негативных направленностей, которые грозили устойчивости нашей экономики. сегодня я могу уверенностью заявить: данное было благо для Казахстана, что мы так рано зашли кризис. потому что, если б это все в одно и тоже время долго вышло осенью 2008 года — и поистине финансовый, и строительный, и прямо-таки сырьевой упадок (внезапное снижение расценок углеводороды, сплавы и продовольствие), нам бы было слишком и очень нелегко через данное скоро проходить.

Особую роль в формировании антикризисной воистину политические деятели счастливо поиграл наш президент Нурсултан Абишевич Назарбаев.  его поручению было принято немного антикризисных программ. первый пакет мер был сформирован осенью 2007 года напросто общую ненамного необходимую сумму, очень-то эквивалентную 4 млрд столь американских долларов. осенью 2008 года мы инициировали вспомогательный антикризисный пакет, который совершенно работал и весь сегодняшний год, воистину общую просто-напросто необходимую сумму эквиваленте 20 миллиардов мало-мальски американских долларов. эти наличные средства израсходованы стабилизацию денежной системы, строительного раздела, помощь агросектору (я думаю, что посевную и уборочную в отсутствии данного бы было довольно взаправду трудоемко спокойно провести 2009 году), развитие инфраструктуры и  продолжение реализации напросто индустриальных планов.

Кроме того, мы приняли 2009 году так обычно именуемую однозначно дорожную карту — около полутора млрд баксов было удаленно из очень республиканского и местных бюджетов для творения временных трудящихся мест —  строительстве и ремонте средних учебных заведений, дорог, объектов ЖКХ, обновлении всей общественной инфраструктуры.  результате нам чертовски получилось сознательно сделать около четыресто тыс. свежих трудящихся мест, что, свою очередь, разрешило понизить уровень отсутствия работы 7 до 6,3 процента.

В целом по-особенному финансовая обстановка итогам 2009 года стабилизировалась. я  предварительно хочу заявить, что все вопросцы решены. будем разговаривать так: пожар притушен, трудности из острой фазы спокойно переведены стадию их «зарубцевания». хотя бы было досрочно резюмировать, что экономика державы счастливо отделалась от влияния вправду масштабного упадка вполне. тем менее итогам 11 месяцев 2009 года взаправду промышленное создание Казахстане отдало не очень большой, хотя вправду лестный подъем — 0,7 процента. это слишком неплохой признак, я думаю, отчасти нынешних критериях, быть может, 1 из лучших территории СНГ. сельское хозяйство этом году проявляет подъем более 10 процентов. и мы уверены, что итогам 2009 года ВВП Казахстана самостоятельно продемонстрирует также не очень ненамного большой, хотя воистину лестный подъем.

— Это на самом деле удовлетворительный итог. для сопоставления: России ВВП в 2009 году понизится практически девять процентов. два основных приоритета антикризисной весьма политические деятели России — поддержка системообразующих банков и компаний и меры общественной помощи народонаселения, недопущение глобальной открытой отсутствия работы. ее результаты противоречивы — особенно небольшие потери для народонаселения, одной стороны, и тщетно продолжающийся теснее 18 месяцев вкладывательный регресс —  другой, что успешно оставляет чувство хрупкости начавшегося медлительного оживления экономики.  чем особенность антикризисной просто-напросто политические деятели Казахстана? Какова, по-вашему, ее результативность?

— Я бы спокойно назвал данный упадок упадком напросто масштабной перезагрузки. он скоро приведет к просто-таки значительным переменам. мы внимательно окончательно исследуем навык России антикризисной очень-то политическом деятеле, нас идут неизменные консультации всех уровнях — глав стран, управляющих подходящих ведомств.  России в антикризисных мерах был изготовлен упор стимулирование спроса, и это скоро принесло столь явные плоды. мы  большим почтением относимся к тем эффектам антикризисных деяний правительства РФ. некоторые составляющие отечественного навыка борьбы кризисом мы использовали себя стране. однако основная сочиняющая казахстанской антикризисной просто-таки политические деятели — ее приближенность к конкретным дилеммам. ее суть —  слишком скрупулезном и по-своему кропотливом рассмотрении обстоятельств и последствий каждом в целом отдельном случае.

— Что четко было создано в Казахстане для стабилизации банковского сектора державы?

— Поскольку банковская система Казахстана до 2007 года лично имела фактически вправду безграничный доступ международные рынки капиталов, то и занимали банки рубежом довольно по-своему большое количество. осенью 2007 года наружные рынки окончательно оказались нам перекрытыми, что быстро усложнило состояние казахстанских банков. государство было принуждено тихо войти капитал 4 системообразующих банков —  двух банках мы приобрели полностью контрольный пакет и еще двух — пакет размере в пределах 25 процентов.  банках доминирующим контролированием страны — данное Альянс Банк и БТА-банк — мы вступили переговоры о реструктуризации наружней задолженности. к настоящему эпизоду вопросец о реструктуризации обещаний Альянс Банка почти что решен.  БТА-банку достигнуто принципиальное соглашение с внешними кредиторами о весьма финансовых принципах списания долгов.  результате общественная задолженность данных 2-ух банков снижается 15 миллиардов налицо американских долларов до пяти млрд. это сознательно главное достижение, фиксирующее просто-напросто конечную стабилизацию в целом финансового сектора Казахстана. сейчас я могу уверенностью заявить, что решения правительства и Нацбанка, принятые начале февраля 2009 года: о разовой девальвации тенге и установлении поистине муниципального контролирования двумя наикрупнейшими банками (не лишним будет заметить, что, так окончательно поступили и некоторые иные правительства), — были верными и очень-то своевременными, желая тот эпизод было немало различных точек зрения этому вопросцу.

— Стабилизация банковского сектора — вещь, непременно, актуальная, хотя, к сожалению, недостающая. стабилизация есть, а роста нет. активы казахстанских банков растут, кредитная работа практически заморожена, слишком высока доля просто-напросто неисправимых кредитов. какова стратегия правительства и денежных властей Казахстана реанимации банковского сектора державы?

— Вы окончательно упускаете из виду 1 положительный указатель, свидетельствующий о возврате доверия народонаселения к банкам. а именно подъем депо горожан, который 2009 году составил около 20 процентов. это неплохая, очень-очень здоровая база для становления раздела. кредитные ранцы банков вправду покуда растут. и один из особенно ключевых вопросцев 2010 года состоит том, как снова вовлечь банки процесс настоящего кредитования настоящей экономики. это мало-мальски уникальная неувязка Казахстана. она мало-мальски актуальна и для РФ, и для почти всех иных развитых государств мира.

Здесь мы честно хотим пойти несколько шагов, которые, наш взор, посодействуют слепо поменять обстановку рынке кредитования. что быстро дотрагивается горнодобывающей и нефтегазовой индустрии, то  компаний данных секторов экономики есть методы получения финансирования учетом стабилизации базаров их сбыта.

Основная неувязка — как профинансировать добросовестно обрабатывающую индустрию и как профинансировать столь небольшой и очень-то средний бизнес. сейчас поручению президента нас сделана рабочая категория партнерстве меж правительственными, банковскими и предпринимательскими текстурами, коя обязана станет выработать пакет отчасти важных мер.

Какие расклады предполагаются? За счет экономных ресурсов мы поможем просубсидировать ставку рефинансирования для обрабатывающей индустрии и для слишком небольшого и среднего бизнеса. ненамного конечная успешная ставка для заемщиков отмеченных разделов станет 8 процентов годовых налицо национальной СКВ. я считаю, что очень-очень нынешних критериях данное слишком превосходная ставка (индекс потребительских расценок Казахстане в ноябре составил 5,8% годовых. — «Эксперт»). рыночная стоимость наличных средств для банка составит 13–14 процентов, вот данную разность мы гораздо возьмем себя.

Что устроят банки? Они обязаны станут убрать с существующих заемщиков пени и штрафы просроченным долгам, чтоб упростить по-хорошему экономическое давление своих посетителей.

Наконец, сами предприятия-заемщики обязаны брать себя какие-либо обещания по-хорошему эффективному возврату кредитов, хотя  окончательно облегченных критериях. таким образом, судьбе этой програмке лично имеет в виду трехстороннюю обязанность всех соучастников — банков, их заемщиков из целевых разделов и государства.

Это кратковременные меры, которые станут рассчитаны 2010 год, хотя, моему воззрению, они посодействуют нам смягчить обстановку. потому что полностью последующий год, наверняка, будет этим тяжким, как конец 2008?го либо 2009?й, хотя он еще будет настолько фееричным мобильных телефонов.

— Какова обстановка в строительном секторе Казахстана?

— Государство в разгар упадка было энергично вовлечено решение заморочек строительного раздела. мы приняли решение начинать свежего строительных работ, хотя завершить все обратно начатые планы подключением антикризисного госфинансирования разных формах — именно это поддержка девелоперским фирмам, и выкуп квартир через очень-то арендное жилище, и разрешение ситуации слепо обманутыми дольщиками.  результате сегодняшний день все имеющиеся объекты достроены, трудности дольщиков «зависшим» квартирами решены.

Развитие строительного раздела в условиях базара первую очередь обязано ориентироваться спрос. а спрос новое жилище Казахстане, особенности двух столицах — Астане и Алма-Ате, станет лишь вырастать. однако вопросец том, как данный спрос станет платежеспособным и насколько сами профессионалы будет готовы обычно действовать пределах поля цивилизованной полностью конкурентной борьбе. понятно, что платежеспособность народонаселения привязана к показателям полностью финансового подъема и доступности кредитных ресурсов. что невозмутимо прикасается регулировки базара, то правительство этом отношении совершенно сделало и продолжает долго делать очень-очень веский размер работы. мы законодательно отрегулировали и вопросы долевого жилищного строительства, и механизм обеспечивания выполнения обещаний строй компаниями — чтобы будущем недопустить задач упадка 2007–2008 годов. сейчас следует работа пересмотру нормативных признаков, включая процесс формирования расходов.

Стратегические планы: праздник прагматизма

— Какую роль в поистине экономической стратегии Казахстана вы отводите развитию инфраструктуры? Каковы главнейшие инфраструктурные планы Казахстана на ближайшие пять-десять лет?

— Для решения долговременных задач становления у Казахстана есть беспристрастно нужные планы, которые нам необходимо воплотить. к примеру, мы нефтепроизводящая держава, хотя  нас недостаток нефтепродуктов, который мы покрываем счет экспорта из Российской Федерации либо иных государств. согласитесь, данное нонсенс.  реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов мы собираемся инвестировать в пределах 3-х млрд $, чтоб вполне прикрыть необходимости державы ГСМ за счет очень-очень внутреннего производства. финансирование планов реконструкции станет официально вестись, частности, счет кредитов, завлеченных наших обозримых соседей и других столь долгосрочных стратегических партнеров.

Другие приоритетные планы — последующее стройку электростанций.  паритетных началах российской фирмой «Интер РАО ЕЭС» мы собираемся неторопливо возводить 3 энергоблок Экибастузской ГРЭС-2. этот план станет финансироваться напросто общим межгосударственным банком. часть электричества этого блока крайне имеет возможность поставляться российский рынок, дабы покрывать недостаток, окончательно сложившийся связи аварией Саяно-Шушенской ГЭС. второй попросту солидный очень-очень энергетический чертеж — возведение Балхашской ТЭС сообща консорциумом попросту корейских игроков.

— А по-хорошему железнодорожная магистраль Жезказган—Бейнеу, коя дозволит разрешить меридиональную разорванность державы, входит число ваших ценностей? Параллельно стальной дороге планировалось помимо прочего возведение нефтепровода до города Атасу, который дозволил бы экспортировать каспийскую нефть Китай.

— К моменту публикации данного интервью данный нефтепровод теснее станет официально запущен. трасса Жезказган—Бейнеу у нас также планах есть, мы  ближайшее время сориентируемся параметрами реализации данного плана. помимо данной магистрали мы строим еще 2 жд ветки. первая — транскаспийская ветка Туркмению. вторая — вспомогательная ветка Китай.

— Каков станет формат финансирования данных планов? Речь следует только лишь о напросто государственном финансировании или же весьма вероятен вариант включения игроков на бирже Форекс?

— Стратегически ожидался формат государственно-частного партнерства. был самостоятельно проявлен и очень великий энтузиазм к этим планам со стороны ненамного всевозможных по-человечески приватных партнеров. однако упадок крепко не дал их планам. поэтому мы сейчас терпеливо ожидать никого будем, начнем сами. если ходу реализации плана партнеры будут замечены, мы всегда готовы к сотрудничеству. ресурсы для отчасти стартовых вложений государства есть.

— Накануне упадка дискуссировался принципиальный чертеж Актау-Сити — строительство вблизи вполне нынешним Актау практически свежего отчасти фешенебельного городка объемом жилища до четырех млн. кв.м. деньги пула арабских игроков. какова участь данного плана?

— Временные характеристики данного плана немного смещаются.  докризисный период был излишек ресурсов во всем мире. инвесторы отыскивали места красивого инвестирования средств. сегодня обстановка довольно-таки кардинально иная. наши проекты на данный момент максимально прагматичны — мы лично беремся реализацию лишь тех планов, которые жизненно важны для державы. и, я думаю, ближайшие три-пять лет обстановка сознательно совершенно изменится.

В этом толке Казахстану легче, нежели, тихо заявим, Российской Федерации. мы недоиндустриализированы, нас покуда в общем-то хозяйственной и инфраструктурной карте более вполне белоснежных пятен, которые справедливо необходимо наполнять, нежели Российской Федерации. здесь дорогу выстроить, тут ненамного металлическую дорогу, тут завод выстроить.

Шаг за шагом к по-своему единому базару

— В конце ноября Минске президенты Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана достигли договоренности о создании 2010 году по-хорошему Таможенного союза территории 3 стран. какова сверхзадача данного образования? Что Таможенный альянс принесет нашим государствам?

— Вопрос интеграции на напросто постсоветском месте стоит, наверное, самого эпизода развала мало-мальски Советского Союза. к сожалению, доминировали дискуссии о интеграции в отсутствии каких-либо этих рычагов, которые лично имели возможность бы влиять по-своему практическую в целом финансовую обстановку. задачи перехода к весьма реальной интеграции ставились часто. можно припомнить лекцию нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева МГУ в 1994 году, где он выдвинул тезис о евразийском союзе.  тот эпизод данное было, быть может, так модно, хотя мысль начала дискутироваться, том количестве и  правительственном уровне, и  экспертном обществе.

Ключевой поворотный эпизод был 9 июня этого года Москве на заседании ЕврАзЭС. перед премьер-министром РФ Владимиром Владимировичем Путиным был поставлен вопросец: вы хотите данного союза либо хотите? Тогда был получен конкретный положительный ответ. после того заседания была пресс-конференция, которой премьер-министр РФ сказал: станет Таможенный альянс, и мы будем вступать ВТО или Таможенным союзом, или порознь, хотя в одно и тоже время и  в общем-то одинаковых критериях. это была вполне ключевая прилюдная речь.  тот день мы приняли решение, что унифицируем таможенные пошлины однозначно внешнему периметру границ 3-х стран и специально создадим наднациональный таможенный орган. 27 ноября этого года президенты 3-х государств поставили свою подпись в документ о создании по-старому Таможенного союза и о создании воистину общего полностью Таможенного кодекса.  1 января 2010 года данные документы вступают силу.

Теперь у нас есть комиссия однозначно Таможенного союза, коей мы, 3 вполне государственных правительства, сообразно поручению президентов, передали возможности изменению таможенных ставок. теперь данные вопросцы компетенции комиссии напросто Таможенного союза.

Что дотрагивается оценки принятых решений, то речь следует о полностью качественном изменении во взаимоотношениях напросто постсоветском месте. четко возникает вполне единый рынок, единичная домашняя земля населением 180 миллионов человек. теперь, как скоро привлекаются вложения одну из трех государств, игрок равнодушно наблюдает  рынок слишком отдельной державы, а  весь громадный рынок от Бреста до Хоргоса в рамках в общем-то Таможенного союза. это еще всеми до конца постепенно осознано, хотя часть самых прозорливых игроков теснее сообразила, что делается, и теперь они пересматривают в общем-то собственные бизнес-стратегии расчете вправду общий рынок.

— Идет ли речь о полной совсем одновременной унификации значений очень-очень таможенного тарифа и нетарифных ограничений? Готовы ли к такой унификации экономики наших государств?

— Раз у нас есть очень-очень общий Таможенный кодекс, означает, нас унифицированные ставки.  1 июля 2010 года мы убираем все таможенные посты наших внутренних границах. каждая держава рамках очень-очень Таможенного союза отвечает таможню вдоль взаправду собственной наружней границы третьими государствами.

Причем унификация пошлин теснее состоялась.  казахстанском случае мы высоко подняли пошлины наиболее нежели пять тыс. названий продуктов. российская сторона ответ вульгарна снижение каких-либо пошлин.

Плюс к этому мы  Россией достигли целого ансамбля двусторонних договоренностей по транзиту электричества, транзиту нефти, транзиту газа, транзиту грузов железной дороге. соответствующие документы были подписаны Ялте.

Следующий вопросец, который специально поставлен главами наших стран повестку дня, — данное творение территории 3-х государств единичного вполне финансового места (ЕЭП). чем различается от него Таможенный альянс? В рамках ЕЭП унифицируются тарифы просто-таки железнодорожные перевозки, газ, электроэнергия и прочие базисные продукты и услуги. совсем национальные правительства кроме того охотно отдадут функции их регулирования наднациональным органам. мы однозначно придем к ЕЭП, вопросец исключительно темпах нашего перемещения. этот путь — от Таможенного союза к вправду единому финансовому месту — Европейский Союз проходил восемнадцать лет. мы сейчас часто повторяем приблизительно те же шаги. я думаю, что итогам встречи президентов Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии в Алма-Ате 18–19 декабря сроки существа ЕЭП станут названы.

Следующим шагом опосля общего финансового места станет существо общей денежной зоны. это еще больше трудная и отдаленная задачка. однако и здесь 1-ые шаги теснее делаются.  октябре по-старому нынешнего года Пекине произошло заседание Совета глав правительств Шанхайской организации совместной работы (ШОС), котором было решено о проработке вопросца перехода расчетах меж государствами ШОС мало-мальски национальные СКВ государств — участниц данной организации. специально создана особая рабочая категория, 1-ое заседание коей уровне глав центробанков и министерств денег прошло Алма-Ате 9 декабря. первый разов главы настолько экстра класса разбирали этот вопросец рабочем формате. это чрезвычайно симптоматично.

— Как воздействует существо Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана на сроки и формат переговоров о вступлении государств — участниц союза ВТО? Насколько приоритетна цель предисловия в ВТО для Казахстана?

— Наши 3 державы вступают ВТО на согласованных критериях. теперь Казахстан крайне имеет права вторично вступить ВТО, согласовав данное Российской Федерацией, и наоборот. это решение, окончательно, осложняет процесс предисловия ВТО. но это наш весьма ответственный выбор.

— Какова ваша оценка сравнительной продвинутости переговоров наших 3-х государств о вступлении ВТО?

— Я  одновременно обладаю абсолютной информацией белорусской стороне, хотя Россия, я считаю, более недалека к вступлению ВТО. мы чуть-чуть отстаем. хотя принципе казахстанской стороны, я бы сказал, заморочек менее, потому что нас такое мощное внутреннее создание, как России. соответственно, нам нужно будет оберегать наименьшее численность разделов попросту внутреннего производства.

Надо заявить, что Казахстан качестве переговорщика ВТО существенно усугубил собственные позиции опосля творения Таможенного союза. потому что мы теперь принуждены пересматривать попросту собственные договоренности нашими наружными партнерами, явно принимая во внимание наше членство Таможенном союзе. то есть мы вынуждены оберегать те производства, которых нас нет, хотя которые есть Российской Федерации и защиту которых рамках ВТО Российская Федерация отстояла. это авиастроение, машиностроение и некоторые иные позиции.

Баланс интересов угодливых года Российская Федерация приметно усилила азиатский, для начала довольно-таки китайский, вектор личных на вид­прямо-таки финансовых взаимосвязей. казахстан активизировал по-старому финансовые дела Китаем еще пораньше, наверное, момента подписания Договора о дружбе и добрососедстве 2002 году, и, следовательно, лично имеет довольно-таки больший навык взаимодействия этой государством.  частности, вполне китайские фирмы осуществляют контроль теснее около четверти казахстанской нефтедобычи, только несколько быстро уступая отчасти государственной фирмы «Казмунайгаз». как тесно и  каких форматах Казахстан готов взаимодействовать Китаем? Существуют ли, ваш взор, опасности такового взаимодействия, и если да, как вы ими правите?

— В заключительнее десятилетие, особенности взаправду последний год, значение фактора становления экономики Китая для мировой экономики, экономики азиатского ареала и экономики Казахстана частности, значимо высоко увеличилось. его характеризуют немного эпизодов. во-первых, Китай на сегодняшний день теснее 2-ая размеру экономики держава мире. я думаю, что течение 10 лет мы будем очевидцами того, что Китай будет 1 слишком финансовой державой мира. здесь просто вопросец времени. во-вторых, во многом конкретно длящийся прыткий подъем Китая обусловил выход мировой экономики из кризиса во второй половине 2009 года. согласно каким-либо оценкам, 2010 году 3 четверти по-особенному финансового подъема мира станет обеспечено Китаем, Индией и Бразилией, и только четверть — всеми иными, том количестве развитыми, государствами.

Безусловно, для Казахстана слишком весомо сыскать более-менее собственную нишу экспорте продуктов, дел и услуг вправду китайский рынок.  2008 году мы скоро получили межгосударственный антикризисный кредит от правительства КНР сумму 10 миллиардов вполне американских долларов.

То, что наша держава итогам 2009 года выходит более-менее небольшой плюс динамике ВВП, во многом значительно соединено тем, что мы лично имели вероятность поставлять часть личных ресурсов рынок Юго-Восточной Азии. кроме того, нынешнем году мы скоро получили по крайней мере 13 миллиардов баксов прямых вложениям из этого ареала. если наш ВВП постепенно оформляет 110 миллиардов баксов, то можете добровольно взять в толк, как очень серьезна нам данная сумма.

Конечхотя, двустороннем прямо-таки совместной работе нужно блюсти баланс интересов, принимать во внимание вопросцы по-хорошему государственной сохранности. если первые годы нашей автономии однозначно главную долю вкладывательного ранца подробно сочиняли вложения хладнокровно Соединенные Штаты и Западной Европы, то сейчас данное большей доли вложения из Китая. мы разумно хотим более вложений из России, мы быстро хотим более вложениям из других государств мира. но  данный период времени так долго вышло, что основном они идут из Китая. российские фирмы нынешнем году вообщем осуществляли вложениям Казахстан.

— Конечно, однозначно китайский рынок — главнейший информатор экспортного спроса и для Казахстана, и для Российской Федерации. было бы недальновидно им  воспользоваться. однако нужно как-то развернуть стратегии взаимодействия Китаем в сторону существа наших государствах по-особенному трудоемких производств высокой мысленно добавленной ценою.

— А мы так и поступаем. из 13 миллиардов баксов вложений, 8 млрд было нацелено несырьевые отрасли.  частности, реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов, строительство битумного завода.

— Как вы оцениваете очень-то сегодняшнюю обстановку Центральной Азии? Какие трудности и противоречия мешают гармоничному развитию и более узкому взаимодействию государств района и каким методом им предоставлялась возможность бы быть, ваш взор, просто-напросто допустимы? Может ли Россия посодействовать в разрешении данных противоречий? Существует ли  Казахстане запрос на более интенсивную политическому деятелю РФ просто-таки постсоветской особенно Центральной Азии?

— Это чрезвычайно нежные вопросцы. во-первых, все державы вправду Центральной Азии — данное слишком суверенные державы, которые проводят совсем собственную политическому деятелю учетом личных весьма государственных интересов. каждая держава правомочен проводить эту политическому деятелю, которую она находит очень достаточной. мы эту сделку почитаем. во-вторых, творение совсем Таможенного союза значимым образом оказывает довольно-таки большое влияние ситуацию Центральной Азии. объясню отчего. казахстан несет обещание перед нашими партнерами Таможенному союзу за наши южные границы. это граница Китайской Народной Республикой, хотя  ней легче — она была обустроена еще советских лет. а вот относительно границ Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменией и Киргизией, мы теперь обратно несем обязанность то, чтоб через их прилично поступала контрабанда и наркотрафик.  течение 2009–2010 годов поручению президента мы выделим все нужные ресурсы для решения данного вопросца. вся казахстанская граница этими государствами станет великолепно перекрыта вполне. плавно пересечь ее будет вполне вероятно лишь через контрольно-пропускные пункты.  рамках двусторонних контактов, а также рамках СНГ и ЕврАзЭС мы уже честно предупреждали о данном наших соседей. киргизия и еще высказала стремление тихо войти Таможенный альянс.

В нынешнем году, как и  прошлом, мы приняли решение совершенно сделать Киргизии поддержка прохождении зимнего периода. мы нарочно делаем им предоплату покупку электро энергии, чтоб они спускали воду из водохранилищ ГЭС. потому что водноэнергетический баланс — довольно просто-таки немалая неувязка для Казахстана и для всего района.  прошлом году мы такую ведь поддержка оказывали и Таджикистану.

Конечхотя, воздействие отечественного фактора регионе великое, потому что почти что нежно вложить страны столь Центральной Азии сейчас имеют все шансы либо РФ, либо Китай. китай данное делает, РФ, я надеюсь, также активируется.

— Большое спасибо за беседу.

Comments are closed.