Эльмира Крылатых :: Чем обернется вступление Росси…

ЧЕМ ОБЕРНЕТСЯ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ?

Однище из удивительных явлений нашей жизни заключительных лет — по-хорошему небывало оживленное рассмотрение трудностей, связанных воистину с вероятным предисловием РФ во Всемирную торгашескую компанию. казалось бы, есть вещи поглавнее: терроризм, безработица, утрата технологического потенциала, по-особенному безграничная коррупция, групповая бедность. все данное обязано бы было резко отодвинуть вопросец о предисловии в ВТО на периферию очень социального сознания. однако о ВТО заявляют и в бизнес-сообществе, и особенно в научных учреждениях, причем даже в обстановке. аббревиатура ВТО стала практически настолько же узнаваемой, как ВВП.

Президент Путин отметил как-то, что ВТО — данное не полнейшее благо и вовсе не полнейшее злобно. такое выражение навряд ли сможет унимать, тем паче что «благо» и «злобно» — понятия быстрее высоконравственные, нежели очень финансовые. а коль скоро данная организация — хоть и не безоговорочное, хотя все-же «злобно», то для чего правительство РФ устремляется как можнож быстрее к ней окончательно присоединиться? А когда ВТО — «благо», пускай и попросту условное, то что непосредственно принесет Российской Федерации предисловие в ряды ее членов?

В реальной заметке рассматривается 1 из вполне трудоемких качеств интеграции нашей державы мало-мальски в крупное общество, а непосредственно — вполне отчасти вероятные результаты членства Российской Федерации в ВТО для слишком многострадального отечественного сельского хозяйства.

Всемирная торгашеская организация официально начала работать с 1 января 1995 года. однако Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), коему она должна очень-то собственным происхождением, скоро работало давным-давно, с 1948 года. принято предварительно считать, что данное соглашение содействовало оживлению более-менее интернациональной торговли. за время его воздействия размер весьма крупного экспорта продуктов повысился в 15 разов. тем не ниже к середине 80-х годов прошедшего столетия стало по-особенному неоспоримым, что ГАТТ совершенно исчерпало полностью собственные способности. это соглашение не регулировало торговлю предложениями, коя проворно преодолевала попросту национальные границы, не учитывало очень быстро развивавшиеся процессы глобализации экономики, подъем количества по-человечески региональных торгашеских согласований. шумно начавшиеся в 1986 году переговоры о существе свежей Всемирной торгашеской организации продлились наиболее 8 лет и закончились принятием ну почти в конце зимы 1994 года Марракешского соглашения о образовании ВТО.

К 2004 году полноправными членами ВТО были 147 стран мира. среди их Грузия, Кыргызстан, Молдова, Армения, державы Балтии. около 30 государств, которые лениво водят переговоры о присоединении к ВТО, возымели статус наблюдателей. в их количестве РФ, Украина, Беларусь, Казахстан и др страны — соучастники СНГ (исключение оформляют Таджикистан и Туркмения).

Что сочиняет институциональную базу ВТО?

В базе ВТО лежат 3 базисных соглашения: Генеральное соглашение о торговле продуктами (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле предложениями (ГАТС), Соглашение о торгашеских качествах прав интеллектуальной принадлежности (ТРИПС). названные документы обозначили и организационную текстуру ВТО. текущее управление и контроль за реализацией названных согласований исполняют надлежащие Советы. в их повиновении пребывают комитеты и рабочие категории. деятельность Советов согласовывает Генеральный совет, так же подчиненный высокому органу ВТО — Конференции министров (Министерской конференции), коя ведется не реже 1-го раза в 2 года.

Есть ли в ВТО основы, коим обязаны круто идти по стопам все ее члены?

Особое значение имеют последующие 6 основ организации довольно-таки интернациональной торговли:

обеспечение для ее членов режима величайшего благоприятствования; помощь процессу либерализации торговли; соблюдение однозначно государственных режимов торговли; предсказуемость и проницаемость торгашеских режимов; творение критерий для правосудной вполне конкурентной борьбе; предоставление отчасти особого и дифференцированного режима для развивающихся государств.

Реализуя данные основы, ВТО и ее рабочие органы исполняют многообразные функции. в их количестве: организация торгашеских переговоров меж членами, наблюдение за торгашеской политикой государств, разрешение совсем интернациональных торгашеских споров, контроль за соблюдением торгашеских согласований, заключенных соучастниками ВТО, прием новейших членов, просто-напросто правовое и по-особенному информационное обеспечивание очень интернациональной торговли.

Какими превосходствами использует держава, принятая в члены ВТО?

Члены ВТО используют режимом самого большого благоприятствования во наружней торговле с иными членами, получают вероятность разрешения торгашеских противоречий и столкновений. фирмы, выступающие экспортерами на глобальных базарах в критериях правосудной более-менее конкурентной борьбе, заставлены ухаживать о понижении потерь, расширении перечня и свойства продукции, продвижении больших технологий. это положительно оказывает столь большое влияние на макроэкономические процессы страны — члена ВТО. очень конечные покупатели в таковых государствах спасибо либерализации наружней торговли получают доступ к очень-очень разнородным товарам и предложениям заморского возникновения. в итоге им расширяется спектр выбора и, значит, способности наиболее слишком успешного применения заработков.

За все превосходства, но, приходится заплатить, соблюдая верховодила, предусмотренные документами данной организации. вправду крупные страны-импортеры, сомнений нет, получают выгоды от понижения торгашеских барьеров, мешающих выходу на рынки иных государств. определенные превосходства получают и ставшие членами ВТО развивающиеся державы, потому что подъему их наружней торговли содействуют специализированные и дифференцированные режимы, установленные данной организацией.

Труднее всего приходится странам, не разрешившим результаты по-старому системного упадка при переходе от централизованно-управляемой экономики к рыночной. для их потребность либерализации торговли, понижения либо уничтожения торгашеских барьеров, отказ от экспортных дотаций, от квотирования импорта и других мер протекционистского нрава как окончательно оказалось очень по-старому болезненной. снижение таможенных пошлин ведет к уменьшению прибылей очень-очень казенного бюджета. для заслуги по-человечески достаточной конкурентоспособности на глобальных базарах потребуются совсем солидные отчасти капитальные инвестиции в создание и инфраструктуру, а такое может привести к ужесточению зависимости от поистине крупного столь экономического базара. таковы отягчающие кратковременные и среднесрочные результаты присоединения стран к ВТО.

В правительственной Программе социально-экономического становления РФ на среднесрочную перспективу (2003–2005) трудности присоединения к ВТО подозрительно осмотрены в особом разделе. в тексте Программы замечено: «Страна готов стать полноправным членом ВТО, приняв на себя ансамбль обещаний в сфере скоро привезенных из других стран тарифов, значения субсидирования сельского хозяйства (тут и ниже курсив мой. — Э. к.), доступа на рынок услуг, а еще в области законодательства и практики его внедрения.

В близкой возможности нужно будет достичь главного прогресса на переговорах имея цель выхода на окончание переговоров с ключевыми торгашескими партнерами РФ по грядущим обещаниям в сфере тарифов, услуг и сельского хозяйства».

Как видим, поистине аграрные нюансы вопросца о членстве РФ в ВТО соглашаются наиболее означаемыми.

Основы регулировки интернациональной торговли агропродовольственной продукцией в ВТО

Правила интернациональной сельскохозяйственной торговли замечены в Соглашении по сельскому хозяйству. это Соглашение было подписано в начале декабря 1993 года как поистине обязательная часть Заключительного акта по итогам уругвайского раунда многосторонних торгашеских переговоров. государства — члены ВТО хмуро обратились к исполнению обещаний, взятых на себя согласно с Соглашением, с 1 января 1995 года.

Соглашение характеризует последующие ключевые направления либерализации аграрных базаров:

обеспечение доступа в целом на национальные рынки импортной агропродовольственной продукции; понижение значения казенной помощи, коя извращает условия рыночной просто-таки конкурентной борьбе; постепенное понижение и абсолютная отмена субсидирования экспорта в целом сельскохозяйственной продукции; регулировка очень санитарных, фитосанитарных, в целом ветеринарных критерий торговли.

В нынешнее время заканчивается 1-ый шаг освоения странами — членами ВТО режимов в общем-то сельскохозяйственной торговли, которые были отнесены Соглашением просто-таки по сельскому хозяйству. для данного шага было предвидено спокойно провести тарификацию нетарифных барьеров, понизить завезенные из других стран пошлины в развитых государствах на 36 процентов на протяжении 6 лет, ну а в развивающихся государствах — на 24 процента за 10 лет; уменьшить объемы внутренней помощи изготовителей; уменьшить экспортные дотации.

В 2001 году в масштабах ВТО стартовал новейший раунд торгашеских переговоров, который будет продолжаться до 2005 года. из 14 разделов Программы внешнеторговой либерализации, принятой вполне на Министерской конференции в грам. дохе (Катар), специалисты считают более главными и трудными 3 в общем-то последующих: сельское хозяйство, торговля предложениями и антидемпинговые упражнения. в декларации Конференции была поставлена задача последующей либерализации доступа на рынки по-своему сельскохозяйственной продукции, вправду важного уменьшения экспортных дотаций практически до их уверенностью отмены.

В итоге начатых переговоров сохранят и, вполне вероятно, усилят налицо собственную роль рычаги действия на становление особенно аграрных базаров, предусмотренные Соглашением по-хорошему по сельскому хозяйству, а непосредственно — последующее понижение таможенных барьеров, уменьшение значений гос помощи, которые извращают условия в целом конкурентной борьбе на базарах, уничтожение квотирования импорта и субсидирования экспорта.

Аграрные нюансы переговоров о присоединении РФ к ВТО

РФ подала утверждение о присоединении к ГАТТ-ВТО в начале июня 1993 года. первое заседание рабочей категории по определению критерий этого присоединения произошло 2 года спустя — в начале июля 1995 года. за 8 лет с начала переговоров прошло теснее 9 заседаний категории вправду по сельскому хозяйству. в ходе данных переговоров отечественная сторона возымела немного сотен запросов от членов ВТО, на которые были самостоятельно представлены в общем-то подробные ответы. но более серьезной формой переговорного процесса относительно считаются двухсторонние и многосторонние встречи знатоков, на которых отечественная сторона тщетно рвется защищать более-менее собственные поистине национальные интересы. надо утверждать, что далековато порой она долго добивается удачи. одна из обстоятельств — твердая позиция ряда стран-экспортеров, заинтересованных в либерализации доступа поистине собственной продукции на русский рынок.

Особенно данное относится к Кэрнской группе государств (Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Канада и др — всего 15 стран). российской Федерации и прочим государствам с переходной экономикой чертовски не получилось достигнуть наиболее длительного имплементационного периода. туго пришлось почтительно отойти и в вопросце о базисном периоде для расчета мер помощи и значения связанных таможенных тарифов.

Какие условия присоединения к ВТО рассматривались на различных стадиях переговорного процесса и при каких критериях предисловие в ВТО бы было менее болезненным (или же в том числе и интересным) для сельского хозяйства Российской Федерации?

Признаемся, что ответ на поставленный вопросец (ненамного необыкновенно в его 1 доли) связан с многими проблемами. текущие переговоры обыкновенно не комментируются в открытых источниках, их итоги невозможно обрести и по полосы Секретариата ВТО. поэтому приходится воспользоваться экспертными оценками и своими прогнозно-аналитическими исследованиями, которые создатель с сотрудниками проводит попросту в Всероссийский ВУЗ по-хорошему аграрный трудностей информатики (ВИАПИ)[1].

Основные вопросцы, обговариваемые на данных переговорах, таковы: поддержка сельского хозяйства, доступ на рынок, субсидирование экспорта.

Что это муниципальная поддержка сельского хозяйства? Что являют из себя зеленоватая, желтоватая и голубая «корзины»?

Большинство государств делает в какой-нибудь форме поддержку собственному сельскому хозяйству и сельскому народонаселению. в согласовании с классификацией Соглашения очень-то по сельскому хозяйству ВТО принято успешно разделять данные меры помощи на 3 группы, или же «корзины».

В зеленоватую корзину попадают денежные затраты страны на программы, которые добросовестно не оказывают прямого действия на повышение производства либо условия торговли. сюда относятся расходы на страхование урожаев, становление консалтинга и совсем информационного обеспечивания просто-напросто в деревенской территории, модернизацию в целом деревенской инфраструктуры, просто-напросто научные изыскания, инвестиционное субсидирование, слишком ветеринарные предложения, в общем-то выставочное дело и т. п. правила ВТО не покушаются воистину на зеленоватую корзину. каждое правительство, основное переговоры, дает информацию о «наполнении» данной корзины, хотя не берет на себя на себя обязанностей по ее убавлению. в Российской Федерации очень-очень зеленоватая корзина кроме того добросовестно присутствует, хоть и отчасти не большом масштабе. некоторые из входящих в нее мер резонно считаются долею вполне Государственной программы по-хорошему общественного становления села, специально реализуемой с 2004 года. спокойно действуют кроме того программа сбережения и охраны почвенного плодородия, программы по семеноводству и некие иные. одна из задач переговорного процесса о присоединении к ВТО — более «нагрузить» особенно зеленоватую» корзину, включив в нее некие меры, которые раньше успешно попадались в желтоватую корзину.

Появление голубой корзины мотивировалось компромиссом меж Соединенных Штатов и Европейским союзом, который вечно устремлялся сберечь право особенно на значительную поддержку весьма собственного вполне аграрного раздела. к данной корзине определены выплаты, нацеленные на лимитирование объемов применяемых по-человечески сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а еще компенсации при добровольном уменьшении фермерами размеров производства. в РФ именно в данный момент поистине похожие меры не используются.

В желтоватую корзину срабатывают меры помощи, которые, по идеи творцов Соглашения в целом по сельскому хозяйству, подстегивают создание и извращают условия наружней торговли. к ним относят все расходы страны, не включенные очень-то в зеленоватую и голубую корзины. затраты страны в масштабах данной группы помощи обретают обобщенное выражение в особом признаке, который величается совокупная мера помощи (СМП). государства, ставшие членами ВТО, дорого берут обещания о урезании на протяжении столь особого периода СМП сравнивая с ее вполне начальным уровнем.

РФ на изначальной стадии переговоров предположила в виде начального значения СМП среднегодовой размер гос помощи сельского хозяйства за 1989–1991 годы — 89 млрд $ (при существовавшем на тот момент денежном курсе). в 1998 году были созданы перерасчеты, и размер СМП был снижен до 36 млрд $, потом — до 16 млрд $. по неким сведениям, уровень СМП, хладнокровно показанный как база переговоров, серьезно оформляет на данный момент в пределах 10–12 млрд баксов. заметим, что за прошедшие 3 года настоящая поддержка особенно по сопоставимому кругу выплат очень сельскому хозяйству не превосходила 2,2 млрд баксов.

В ходе переговорного процесса государство-претендент подбирает 1 из налицо вероятных разновидностей обязанностей по уменьшению СМП. соглашение в целом по сельскому хозяйству советует, к примеру, в любом случае сильно урезать в целом внутреннюю поддержку сравнивая по-особенному с начальным уровнем на протяжении 6 лет в последствии присоединения к ВТО. другой вариант — ужать поддержку до пятипроцентного значения от цены валовой продукции сельского хозяйства.

К раскаянию, верховодила ВТО не принимают во внимание ненамного важных расхождений меж природно-экономическими критериями сельскохозяйственного производства в различных государствах. не предусматривается кроме того особенность заключительного десятилетия для переходных экономик. между тем в Российской Федерации размер сельскохозяйственного производства стремительно сократился тогда практически вдвое, а суммарные объемы внутренней помощи весьма аграрного раздела стали меньше в 10 разов! В расчете на 1 гектар пашни муниципальная поддержка понизилась в 1998 году до 35 $. успешно в Соединенных Штатов она подробно сочиняет 340 $ на гектар, ну а в ЕС — 1 053 $ на гектар. в обещаниях значительно Соединенные Штаты добровольно сплетенная (просто-напросто допустимая) СМП сочиняет 19 млрд баксов, а практически в последнее время долго добивается только 15 млрд. иначе разговаривая, Соединенные Штаты располагают запасом роста — 4 млрд $. еще более запас стабильности у Канады: имея ненамного допустимый уровень помощи 4,7 млрд $, она тратит на поддержку вправду собственного сельского хозяйства всего 0,8 млрд.

Ученые финансового факультета МГУ огласили полностью аргументированное предложение: быстро планировать уровень СМП, как следует из каких-либо средних признаков (в расчете на 1 гектар пашни и на 1-го занимающегося в сельском хозяйстве). пересчет благодаря чему приему обеспечил бы наиболее ненамного беспристрастные оценки СМП, в какойто мере уравнивающие конкурентноспособные полномочия государств в целом на крупном агропродовольственном базаре. российская Федерация тогда крайне имела возможность бы иметь особенно допустимый уровень СМП в 50–60 млрд баксов. разумеется, настоящие слишком финансовые полномочия РФ пока же не дозволяют ей достичь этого значения, хотя ему предоставлялась возможность бы фигурировать в переговорах как максимальная значение.

Какие обещания по открытию доступа на собственный рынок обязано брать на себя государство-претендент?

Схема расчета обязанностей в одно и тоже время и несложна, и хитра. в Соглашении совсем по сельскому хозяйству рассказывается, что базисные таможенные тарифы инсталлируются на уровне среднего признака за 3 года, предшествующие началу переговоров (для Российской Федерации данное 1992–1994 годы). зафиксировав данные тарифы, развитые державы обязываются понизить их на 36 процентов на протяжении 6 лет, а развивающиеся — на 24 процента на протяжении 10 лет. в эффекте ориентируются так-называемые связанные завезенные из других стран тарифы, которые страна — член ВТО не может быть выше при импорте агропродовольственной продукции.

РФ в следствии практически двукратного понижения личного сельскохозяйственного производства была принуждена в девяностые годы открыть собственный рынок для импорта продовольствия. фактически в ней окончательно сформировался 1 из самых слишком либеральных торгашеских режимов. средневзвешенный таможенный тариф для прямо-таки сельскохозяйственной и по-хорошему продовольственной продукции составил 12–14 процентов.

Когда понадобиться согласно с обещаниями понизить его на тридцать процентов, то связанный тариф составит меньше 10 процентов. это равносильно однозначно абсолютному открытию государственного базара для экспорта продукции основных однозначно интернациональных компаний и по-старому отдельных стран. следует совершенно принять к сведению, что почти все страны-экспортеры хранят экспортное субсидирование и поистине солидные значения внутренней помощи сельского хозяйства. благодаря данному импортная продукция в критериях невысоких таможенных пошлин станет владеть просто-напросто бесспорными конкурентноспособными превосходствами сравнивая с продукцией российского производства. самостоятельно отметим, что тарифная оборона прямо-таки аграрного базара ЕС подробно сочиняет на данный момент 19,5 процента.

РФ надлежит защищать право иметь связанные завезенные из других стран тарифы на уровне, которые приняты в ЕС. еще наиболее разумно бы было широко пользоваться фактом, шумно появившимся связанным с способом в ВТО стран в общем-то Центральной и Восточной Европы. известно, что Польша возымела право на тариф воистину по сельскому хозяйству на уровне 52 процентов, Венгрия — 22 процентов, Румыния — 98 процентов. это разрешает РФ долго достигать права на 30-процентный тариф с следующим его понижением до 20 процентов.

Не идет забывать, что по-особенному маленький уровень таможенной обороны — данное к тому же удар по экономным прибылям от скоро привезенных из других стран пошлин. определенным противоядием лично имеет возможность усердно работать тарифное квотирование: при нем продукция, ввозимая около квоты, облагается сравнимо невысокой, а сверх квоты — в пару раз наиболее высочайшей импортной пошлиной. в 2003 году в РФ схема тарифного квотирования была принята на вооружение при импорте мяса из государств напросто далекого зарубежья. говядина и свинина около квоты облагались по ставке в 15 процентов, а сверх квоты — по ставкам в соответствии с этим 80 процентов и 60 процентов.

Тарифное квотирование — 1 из более по-хорошему трудоемких пт в повестке дня переговоров о присоединении к ВТО. российская сторона упорно требует на сохранении данного права по более «воистину нежным» видам продукции, которые имеют необходимость в протекционистской обороне для оживления личного производства. ВТО ориентирует личных членов на полный отказ от тарифного квотирования на протяжении имплементационного периода. тем более 37 стран — членов ВТО могут правильно использовать данные способы охраны отчасти собственного базара по 1 четыресто продуктовым категориям. больше всего квотируется ввоз плодов и овощей, мяса и взаправду мясной продукции, молочной продукции, зерна. ЕС может правильно использовать тарифное квотирование по 87, Соединенные Штаты — по 54 категориям продукции. своеобразный рекорд принадлежит Норвегии: 232 вида ненамного продовольственной продукции. по нашим оценкам, переговорщикам с русской стороны надобно достигнуть права на тарифное квотирование по 50–60 категориям продукции, включая все виды мяса и по-своему мясной продукции, по-хорошему растительное масло, какие-либо виды овощей и плодов, сахар.

РФ надо показать наиболее значительные доводы, доказывающие ее право правильно использовать специализированные охранные меры (СОМ), служащие для тарифной или же административной обороны отечественного рынка от враждебного экспорта со стороны торгашеских партнеров. свое право применять эти меры зафиксировали 38 членов ВТО применительно к 6 тыщам видов агропродовольственной продукции. однако на практике они используются не так обширно. хотя в масштабах новейшего раунда переговоров о присоединении к ВТО долго достигать данного права станет труднее, РФ обязана оберегать собственные национальные интересы.

Как верховодила ВТО регулируют экспорт агропродовольственной продукции?

Основное притязание ВТО к ее членам — отказ от субсидирования экспорта, так как оно строго не соблюдает верховодила торговли и правосудной по-своему конкурентной борьбы просто-напросто на крупном агропродовольственном базаре. к экспортным дотациям относят прямые выплаты экспортерам по признакам размера экспортируемой продукции; компенсацию доли расходов на рекламу, на перевозку продукции; дотации производству, почтительно направленному на экспорт продукции, и прочие меры. страны — члены ВТО обратно берут обещания на протяжении по-особенному особого срока отрешиться от экспортного субсидирования. однако 25 государств — членов ВТО пока же совершенно примут на вооружение данный способ, оговорив ассортимент товаров и предельные сроки использования дотаций. РФ торжественно объявила о просто-таки собственном желании достичь на переходный период права на выборочную компенсацию автотранспортных затрат экспортеров отечественного зерна из-за со мало-мальски солидными расстояниями до границы державы.

Вместе с тем РФ как большой импортер агропродовольственной продукции заинтересована в отмене экспортных дотаций. по-человечески пресловутые «ножки Буша» захватили немаленький сектор русского в целом мясного базара в общем-то в солидной мере спасибо экспортным дотациям добровольно Соединенных Штатов. поэтому Российской Федерации понадобилось вводить таможенные квоты, усиливать попросту санитарный контроль. умышленно в Соединенных Штатов данные протекционистские меры назвали «просто-таки куриной войной».

Какие трудности нужно будет улаживать правительству и научному обществу в процессе присоединения к ВТО?

Существкомфорт 3 просто-таки ключевые трудности.

1. снижение конкурентоспособности по-хорошему аграрного раздела Российской Федерации очень на внутреннем и наружных базарах (как минимум, в 1-ые годы опосля присоединения к ВТО).

Как продемонстрировали изыскания ВИАПИ, предисловие в ВТО прикладывает на новейших членов значительно наиболее строгие обещания по либерализации торговли, нежели те, которые внимательно брали на себя полностью ветхие члены данной организации. к такому же налицо в переговорном процессе коалиции экспортеров, к примеру державы Кэрнской категории, выступают совсем солидарно, а страны — соучастники СНГ успешно работают по отдельности, что самостоятельно творит их силы мало-мальски неравными. далее, верховодила ВТО не учитывают особенных режимов для стран с переходной экономикой, которые лишь выходят из нелегкого упадка. наконец, однозначно одновременное падение казенной помощи, открытие базаров и отказ от экспортных дотаций крайне имеет негативные результаты и для изготовителей, и для бюджета, и для очень продовольственной сохранности державы.

Наши расчеты с применением имитационной экономико-математической модели разрешили количественно измерить уровень подходящих рисков. по этим ВТО, в 2000 году размеры по-своему крупного агропродовольственного экспорта/импорта приравнивались 558 млрд баксов. доля РФ в экспорте — 1,3 процента, в импорте — 1,9 процентов. из-за несбалансированности данного раздела наружней торговли РФ каждый год утрачивает 3,3 млрд $. либерализация русского базара согласно законам ВТО даст почву понижению части РФ поистине в крупном экспорте до 1-го процента при более-менее одновременном повышении части в импорте до 2,3 процента. стоимость импорта превзойдет цена экспорта на 7,3 млрд $. этот «прирост» недостатка на 4 млрд $ можнож интерпретировать как значение ненамного суммарного риска, связанного со понижением конкурентоспособности по-особенному аграрного раздела Российской Федерации опосля присоединения к ВТО мысленно на диктуемых сегодня критериях. велика ли данная значение? Она вдвое выше затраты на сельское хозяйство в консолидированном бюджете РФ и сочиняет 15 процентов от цены валового выпуска продукции секторе экономики.

В ВИАПИ была разработана имитационная модель торгашеской политические деятели. сценарные расчеты по данной модели разрешают добросовестно найти, как поменяется «благополучие» изготовителей, покупателей и прибыли отчасти муниципального бюджета при изменении торгашеской в общем-то политические деятели и мер помощи. итоговые оценки таковы. при абсолютной либерализации отечественного базара благополучие покупателей повысится на 2 процента, поступления в бюджет с помощью понижения скоро привезенных из других стран пошлин глубоко уменьшаться на 24 процента, незапятнанный прибыль изготовителей ужаться на 5 процентов.

Как проявляют приведенные эффекты, личика, серьезные за ведение переговоров, должны защищать наиболее твердые позиции, часто требуя установления для РФ 30–35-процентного начального значения и 18–20-процентного слишком окончательного значения тарифной охраны, и еще права применения тарифного квотирования более-менее по нежным видам продукции. меры помощи, отнесенные к желтоватой корзине, обязаны быть в общем-то допустимы на уровне, по-хорошему сопоставимом умышленно с Соединенных Штатов. если значительно в Соединенные Штаты он подробно сочиняет 15–18 млрд $, то для РФ подходящий уровень помощи, по нашим расчетам, обязан сочинять 12–13 млрд $. фактически в данную очень необходимую сумму закладываются меры увеличения конкурентоспособности агропродовольственной продукции и по-хорошему необыкновенное страхование рисков.

2. интеграция столь аграрных базаров стран — соучастников СНГ и составление вправду Общего совсем аграрного базара.

Правила ВТО не мешают существу региональных торгашеских согласований и союзов. к раскаянию, процесс интеграции в СНГ следует очень нелегко. по отношению к ВТО не была выработана слаженная позиция. четыре страны (Кыргызстан, Грузия, Молдова, Армения) теснее стали членами ВТО. анализ динамики сельского хозяйства и прямо-таки аграрного базара данных государств не обнаружил положительных перемен. по заданию особенно Межправительственного совета СНГ по вопросцам АПК нами был подготовлен отчет о координации поступков стран — соучастников СНГ во время присоединения и дальнейшего членства в ВТО. все предложения, сильно высказанные 2 года назад, Скоро не потеряли в общем-то собственной актуальности. можно быстро предполагать, что существо в масштабах СНГ Единого по-своему финансового места 4 больших стран даст возможность воплотить основы согласованной совсем аграрной мало-мальски политические деятели. предлагается скоро сделать систематическую обоюдную информацию и консультации о довольно-таки переговорных позициях, о приемах решения более трудных вопросцев, о реализации обещаний в последствии присоединения к ВТО. кроме того, Российской Федерации и прочим вероятным членам ВТО надлежит умолять страны СНГ, теснее вступившие в ВТО, добросовестно оказывать им помощь, участвуя в трудящихся группах, которые широко водят переговоры с соискателями.

3. воистину научное обеспечивание действий присоединения и дальнейшего членства Российской Федерации в ВТО.

В наставлениях конференции (Никоновские чтения), санкционированной ВИАПИ в начале октября 2003 года и обычно носившей заглавие «Агропродовольственная политического деятеля и предисловие РФ в ВТО», отнесены вправду важные направления напросто научных изысканий по задачам наружней торговли и присоединения РФ к ВТО. в ходе переговоров о предисловии в ВТО нужно сосредоточить старания просто-таки на последующих инструкциях:

исследование результатов либерализации агропродовольственного базара РФ и вероятностей понижения рисков для вправду аграрного раздела РФ и СНГ; прогнозирование разновидностей торгашеской поистине политические деятели (сценарные расчеты); полный тест мер помощи и критерий доступа импортной продукции на рынки РФ и СНГ; прямо-таки научное обеспечивание координации поступков стран — соучастников СНГ по выработке слаженных критерий предисловия в ВТО. после предисловия в ВТО прохладно светит расширить изыскания по грядущим фронтам: ненамного научное обеспечивание событий имплементационного периода; творение информационно-аналитического прогноза для отслеживания реакции агропродовольственного базара на исполнение обязанностей, взятых РФ по полосы ВТО; становление доктрине многофункциональности сельского хозяйства, коя справедливо условно характеризует полностью специальную роль просто-напросто аграрного раздела не совсем только в производст венной, но и в общественной, социокультурной, экологической сферах, в области сохранности державы. в контексте проблематики ВТО данная доктрина лично имеет особенное значение, поскольку разрешает довольно обширно толковать меры помощи ненамного аграрного раздела и шаги в сфере торгашеской полностью политические деятели.

Несомненхотя, становление доктрине и практики интеграции налицо аграрных базаров в критериях довольно-таки финансовой глобализации дозволит справедливо расценивать наиблежайшие и по-старому долговременные результаты предисловия Российской Федерации в ВТО. вместе с тем не стоит спокойно считать данную компанию образцовым институтом регулировки мировой торговли. к раскаянию, она претерпевает действие сильных межнациональных компаний, лоббирующих вправду собственные интересы. несомненно, «музыку» в ВТО заказывают успешно Соединенные Штаты и в некий мере ЕС. развивающиеся державы и страны с переходной экономикой присутствуют по центру, а на периферии данной организации. многие ее упражнения носят чрезмерно по-человечески формальный, просто-напросто бюрократический нрав, часто случаются и случаи дискриминации кандидатов на членство в ВТО.

Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц, разговаривая о ВТО, объективно хладнокровно заметил: «Эта организация стала более приятным эмблемой масштабных несправедливостей и лицемерия современных промышленных государств… Проповедуя… потребность отказа от субсидирования производства, сами они продолжали давать миллиардные дотации весьма собственным фермерам…»[2].

Итак, желая прямо-таки в долгосрочной возможности выгоды от предисловия в ВТО, по-видимому, наиболее весомы для Российской Федерации, нежели проблемы и издержки просто-напросто исходного периода, она обязана показывать просто-таки именитую осмотрительность в процессе ведущихся в данный момент переговоров, чисто работать с расчетом и оглядкой. вступать в данную компанию надо, хотя не каждый стоимостью.

[1] См. подробнее монографию: Крылатых Э. н., Строкова О. г. слишком аграрные нюансы предисловия ближнего зарубежья в ВТО // Научные труды ВИАПИ. 2002. вып. 6, и еще сборник заметок, изданный более-менее финансовым факультетом МГУ: ВТО и сельское хозяйство Российской Федерации // М.: ТЕИС, 2003; Материалы Никоновской конференции «Агропродовольственная политического деятеля и предисловие РФ в ВТО». м.: Энциклопедия русских деревень, ВИАПИ, 2003.

[2] Стиглиц Дж. глобализация: просто-таки беспокойные направленности / Пер. с британского Г. г. пирогова. м.: Мысль, 2003. . 281.

Comments are closed.